Ректор РГЭУ(РИНХ) приняла участие в заседании «круглого стола» Совета Федерации

Ректор РГЭУ(РИНХ) приняла участие в заседании «круглого стола» Совета Федерации



16 сентября 2020
  • Поделиться:

15 сентября 2020 г. первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова провела «круглый стол» на тему «Конституционные гарантии защиты интересов педагогических работников образовательных организаций высшего образования».

Сенатор напомнила, что в Совете Федерации с прошлого года обсуждалась проблематика, связанная с регулированием трудовых отношений с педагогами, внедрением эффективных контрактов в вузах. За это время произошли позитивные изменения. В частности, в результате работы, проведенной вместе с Министерством науки и высшего образования РФ, отменен профстандарт педагога, который вызывал много нареканий в вузовской среде, сказала парламентарий.

Кроме того, сообщила Ирина Рукавишникова, сегодня утром она совместно с заместителем председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктором Смирновым внесла в Государственную Думу законопроект, который направлен на пресечение практики заключения краткосрочных контрактов с педагогами вузов по основному месту их работы.

«Этим документом предлагается внести поправки в статью 332 Трудового кодекса и закрепить норму о том, что трудовые договоры на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организациях высшего образования заключаются на неопределенный срок, или на срок, определенный сторонами трудового договора, но не менее трех лет», — проинформировала Ирина Рукавишникова.

«Сейчас такого минимального порога для срочных контрактов не предусмотрено, что и позволяет администрациям вузов в своих интересах заключать трудовые договоры с преподавателями на один год, а то и на более короткий срок», — отметила законодатель.

Сенатор также подняла тему дополнительного профессионального образования педагогов, напомнив, что действующее законодательство гарантирует им право на его получение не реже, чем один раз в три года. «Это право обеспечивается соответствующей обязанностью администраций вузов оказывать содействие в его организации и финансировании. Однако, заключая трудовые договоры на срок до трех лет, вуз автоматически освобождается от такой обязанности».

Эту проблему, считает Ирина Рукавишникова, необходимо рассматривать не только в контексте нарушения трудовых прав педагога. «Преподаватель лишается права на повышение квалификации за счет работодателя, в результате страдает качество образования, а в конечном итоге – экономика страны, которая недополучает квалифицированные кадры».

Парламентарий также затронула вопрос перевода преподавателей вузов на «эффективные контракты». «Образовательное сообщество давно уже ждет от Министерства науки и высшего образования соответствующих методических рекомендаций, которые бы послужили основой для построения модели эффективного контракта и формирования корректной системы критериев и показателей эффективности педагогов», — сказала она.

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Петр Кучеренко в своем выступлении отметил, что в условиях реформ, происходящих сейчас в высшей школе, реализуемых новаций, важно не упустить самое главное — преподавателя, который стоит в центре всего образовательного процесса. «Они составляют основу нашей высшей школы. И это касается как «эффективного контракта», так и неразрывно связано с их материальным благосостоянием, уважением в обществе, статусом внутри коллектива», — добавил заместитель Министра.

В мероприятии также приняли участие член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Валерий Марков, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Светлана Кочетова, представители Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства внутренних дел РФ, ректоры ряда вузов, эксперты.

По итогам работы «круглого стола» будут разработаны соответствующие рекомендации, которые затем будут направлены в Министерство науки и высшего образования РФ.