Вопросы и ответы



Вопрос Загреба Марины, обучающейся 2 курса факультета Экономики и финансов:

«Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, следует ли соискателю задавать вопросы на собеседовании?»

Отвечает эксперт Руденко Анна Николаевна, ст. преподаватель кафедры «Управления персоналом и социологии»:

Вопросы на собеседовании задавать нужно. Интервью – это двухсторонние переговоры, и каждая сторона имеет право задавать вопросы.
Вопросы должны быть уместными. По их количеству и качеству оценивают вашу заинтересованность в вакансии а, иногда, и профессионализм (особенно для специалистов коммуникационных профессий).
Тон вопросов должен быть корректным и дружелюбным – иногда неуместный тон губит замечательные вопросы.
Не нужно предварять вопросы фразами «возможно, это покажется неуместным», «не сочтите за глупость» и т.д. Если ваши вопросы действительно продуманы, это их обесценит.
Количество вопросов должно быть соразмерным вакансии. Если вакансия солидная, и десять вопросов уместны. А если работа предстоит достаточно простая, не нужно переспрашивать каждую мелочь.
В общем, отлично подготовленные и уместно заданные вопросы вполне могут стать вашим пропуском на новое место работы.


Вопрос Логвиковой Анны, обучающейся 4 курса факультета Менеджмента и предпринимательства:

«Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, что делать после собеседования? Работодатель обещал позвонить, а звонка все нет».

Отвечает эксперт Иванова Кира Юрьевна, инженер отдела трудоустройства выпускников:
Как вести себя после собеседования:
1) Обязательно уточняйте в конце собеседования, когда, кто и каким образом даст вам ответ о результате конкурса на вакантную должность.
2) Если вы заинтересованы в работе именно в этой компании – проявляйте инициативу. Это, прежде всего, в ваших интересах. Инициативность – это волевое качество, которое человек проявляет осознанно и намеренно, когда имеет внутреннюю мотивацию к изменению ситуации. 21 век – это век глобальных компетенций. Вряд ли вы обладаете какими-то совершенно уникальными возможностями, которые вас выделяют из миллионов. Сейчас наиболее пристальное внимание рекрутеры уделяют потенциалу соискателя, так называемым «навыкам 21 века». По мнению кадровых руководителей пятисот крупнейших компаний мира, к 2020 году самыми востребованными умениями и качествами на рынке труда станут: умение ставить цели, планировать свое время, инициативность, настойчивость, высокая мотивация, умение эффективно общаться, любознательность. А профессиональным навыкам можно научить любого человека.
3) Проявляйте терпение. Работодателю, действительно, может понадобиться больше времени для принятия решения о найме вас на работу, чем планировалось изначально.
4) Будьте настойчивы. Но проявляйте свою настойчивость тактично и мягко, чтобы настойчивость не переходила в навязчивость. Избегайте излишнего контакта с работодателем или рекрутером. Для того, чтобы напомнить о себе и выяснить статус вакантной должности, осуществите повторный контакт. Сначала напишите благодарственное письмо в течение первых двух суток, еще раз подчеркнув ваши сильные качества. Позже, в течение двух недель с момента последнего общения, перезвоните.
5) Продолжайте поиск работы. Даже если это работа вашей мечты – все равно продолжайте поиск. Я убеждена, что мы должны находиться в этом процессе постоянно. Наши активные действия, во-первых, не позволят впасть в уныние и снизить самооценку. А во-вторых, периодическое посещение собеседований и разных компаний дает возможность ориентироваться в новых тенденциях и требованиях рынка, работать над собой, все больше и больше усовершенствовать свои навыки, чтобы быть востребованным специалистом и соответствовать новым вызовам современной эпохи.


Вопрос Гейко Кирилла, обучающегося 4 курса Учетно-экономического факультета:  

«Здравствуйте! Мне предложили работу в ИП, но без оформления трудового договора. Чем гарантируются мои права?»

Ответ эксперта Фисенко Людмила Анатольевна, к.п.н. доцент кафедры «Гражданского права»:

Защита интересов сотрудников ИП целиком ложится только на их плечи, начиная еще с момента трудоустройства к «частнику». Устраиваясь на работу к предпринимателю, не стоит ссылаться на отсутствие другого выхода и иные субъективные причины – вся ответственность такого решения, в современных российских реалиях, целиком лежит на соискателе. Нужно понимать, что пренебрегая своими трудовыми правами, едва ли стоит ожидать их соблюдения от посторонних людей и тем более работодателя. 


Вопрос Туленковой Татьяны, выпускницы факультета Компьютерных технологий и информационной безопасности: 

«Добрый день! Ищу работу дизайнером. Успешно прошла собеседование. Дали тестовое задание. Наслышана, что многие работодатели после выполнения задания исчезают. Стоит ли выполнять задание?»

Отвечает эксперт Ерохина Татьяна Борисовна, д.э.н. профессор кафедры «Маркетинга и рекламы»:

Несмотря на то, что среди работодателей зачастую попадаются мошенники, бояться тестовых заданий не стоит. Сейчас это распространенная практика среди крупных компаний, и мало кого из кандидатов можно этим удивить. К тому же, в прохождении тестовых заданий есть масса преимуществ для соискателей, ведь это хорошая возможность проверить себя и сравнить с другими, получить новый опыт и ценную обратную связь по результатам прохождения заданий».
Чтобы избежать обмана, советуем вам обратить внимание на несколько факторов, которые помогут вывести мошенников на чистую воду.
Что должно насторожить в тестовом задании:
1. Излишняя детализация
Например, дизайнеру в качестве тестового задания могут предложить сделать рекламный баннер, указав при этом все необходимые параметры: ширину, высоту, раскадровку, текст и сюжет. По сути, соискателю предлагается не тест, а техническое задание на выполнение работы. Возможно, работодатель решил сэкономить на зарплате дизайнера и захотел получить баннер даром. Если рекрутер хочет увидеть пример вашей работы, то он не будет ограничивать вашу фантазию строгими рамками: будет вполне достаточно лишь тематики баннера.
2. Актуальность для бизнеса
Допустим, компания запустила или готовится запустить новую линейку продуктов, а соискателю в качестве тестового задания предлагается разработать для нее эффективную рекламную кампанию. От него требуется придумать слоганы, варианты размещения рекламы и составить план эффективности этой рекламной кампании. Вполне вероятно, что работодатель ждет от кандидата идей, но не хочет видеть его в рядах своих сотрудников. Не исключено, что, получив от вас интересные варианты, работодатель просто перестанет отвечать на ваши звонки и письма. Тестовое задание не имеет актуальности для бизнеса, так как перед ним стоят совершенно иные задачи.
3. Величина компании
Небольшие компании, о существовании которых догадываются лишь их создатели, гораздо чаще подсовывают свою работу кандидатам. Все потому, что им нечем рисковать: если авторитета у такой организации нет, то и уронить его невозможно. Прежде чем выполнить тестовое задание, мы рекомендуем собрать отзывы об организации. В случае если они положительные, можно выполнить фрагмент тестового задания, предварительно согласовав его с работодателем.
4. Горящие сроки
У любого тестового задания обычно есть четкий дедлайн. Если вы не смогли управиться в срок — это исключительно ваши проблемы: возможно, у вас не все в порядке с тайм-менеджментом или же вы просто переоценили свои силы. Однако ни один рекрутер не будет торопить вас и спрашивать: «Ну, когда все будет готово?». Повышенный интерес компании к вашему тестовому заданию может говорить о том, что работодатель больше заинтересован в его выполнении, чем вы сами. Возможно, вашими руками он пытается сделать свою работу.
5. Объем работы
Время на выполнение тестового задания может сильно варьироваться в зависимости от позиции, на которую претендует соискатель, а также от характера работы. Однако в большинстве случаев кандидату предлагается выполнить не полноценную работу, а лишь ее часть. Например, программисту предложат написать не программу целиком, а лишь часть кода или отдельный модуль, от художника будут требовать создания не полноценной картины, а какого-либо одного элемента (персонажа, пейзажа и т. п.). Даже небольшой части работы обычно бывает достаточно для того, чтобы подтвердить навыки кандидата. Если же рекрутер требует от вас создания полноценного продукта (программы, статьи, логотипа), готового к использованию, то это повод усомниться в его честности.


Вопрос Хоружия Виктора, студента 5 курса факультета Экономики и финансов:

«Здравствуйте! Меня интересует, что такое испытательный срок? И сколько он длится?»

Отвечает эксперт Ованесян Нелли Григорьевна, старший преподаватель кафедры «Гражданского права»:

Испытание при приеме на работу — период времени, в течение которого работодатель проверяет работника на предмет пригодности к выполнению его работы. Предполагается, что в этот период времени работодатель будет тем или иным способом наблюдать за профессиональными действиями работника, а также другими аспектами его рабочей деятельности, например за тем, как складываются его отношения с коллегами.

Длительность испытания зависит от типа исполняемой работы и длится не более трех месяцев, а для руководящих должностей - не более шести. Если в течение испытательного срока работник удовлетворительно выполняет свою работу, то работник признаётся успешно завершившим испытательный срок и годным к работе.


Вопрос Казариной Анастасии, студентки 5 курса Факультета компьютерных технологий и информационной безопасности:

«Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, а как могут применяться методы и инструменты маркетинга при презентации себя на собеседовании у работодателя?»

Отвечает эксперт Ерохина Татьяна Борисовна, д.э.н. профессор кафедры «Маркетинга и рекламы»:

Существует парадокс: продают не то, что покупают! Продается продукт, а покупается имидж, репутация, бренд. 

Отечественный рынок быстро превратился из дефицитного в перенасыщенный и как одно из следствий   - конкуренция между соискателями рабочих мест.

PR-технологии позволяют соискателям развивать конкурентные качества, которые могут быть интересны для работодателей, например:


Вопрос Хорена Вартаняна студента 5 курса Факультета экономики и финансов:

«Кто относится к «категории молодой специалист»?»

Отвечает эксперт Фисенко Людмила Анатольевна, к.п.н. доцент кафедры «Гражданского права»:

Молодым специалистом считается работник, который получил начальное, среднее или высшее профессиональное образование, и впервые поступил на работу по полученной специальности в течение одного года после окончания образовательного учреждения. Юридически статус молодого специалиста подразумевает особые права, гарантии и обязанности его носителя по отношению к остальным категориям работников.

Существует несколько обязательных признаков для получения статуса молодого специалиста.

Выпускник учебного заведения должен получать образование только на дневной (стационарной) форме обучения и только за счет средств государственного и/или регионального бюджета. Выпускник обязан пройти итоговую аттестацию и получить диплом соответствующего образца.

И, наконец, выпускник должен быть направлен на работу по распределению в порядке, установленном специальным законодательством и получить соответствующий документ. При несоблюдении хотя бы одного из вышеназванных условий выпускник не может получить статус молодого специалиста.