Фотогалерея

Центр стратегических исследований социально-экономического развития Юга России

«Остров 10-22»: думать из будущего

Руководитель центра стратегических исследований социально-экономического развития Юга России Андреева Ольга Валентиновна в составе команды РГЭУ (РИНХ) успешно освоила программу образовательного интенсива «Остров 10-22», который прошел с 10 по 22 июля 2019 года на базе Сколковского института науки и технологий.

Команда РГЭУ (РИНХ) во главе с ректором Макаренко Еленой Николаевной вошла в топ лучших вузов на «Остове 10-22»: https://rsue.ru/universitet/novosti/novosti.php?ELEMENT_ID=104762

Основной задачей «Острова 10-22» стало развитие управленческих команд региональных вузов, которые смогут реализовать системные изменения, обеспечивающие технологический прорыв. Для вузов участие в "Острове" выступило началом взаимодействия с Национальной технологической инициативой (НТИ) – программой по созданию условий для вывода российских прорывных технологий на международные рынки.

В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года Президент России Владимир Путин обозначил НТИ одним из приоритетов государственной политики: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада».

В разработку НТИ вовлечены проектные, творческие команды; технологические компании, которые готовы впитывать новые раз­ра­бот­ки; веду­щие универ­си­теты; иссле­до­ва­тель­ские центры; дело­вые объеди­нения страны; инсти­туты раз­вития, эксперт­ные и профессиональные сооб­щества; заинтересованные министерства. Задачи и возможности НТИ интегрированы в национальный проект «Наука».

Одной из основных образовательных площадок интенсива «Остров 10-22», стал факультет «Региональные экосистемы», в рамках которого были организованы пять лабораторий и серия практических мастер-классов от ведущих российских и мировых экспертов.

На лаборатории «Роль университета в развитии НТИ в регионе» рассмотрена методика Регионального стандарта НТИ. Региональный стандарт НТИ – это набор методических рекомендаций, которые призваны упорядочить работу органов власти и предпринимательских сообществ в регионах по сбору и апробации проектов НТИ; это, по сути, навигатор по пяти основным направлениям реализации НТИ на региональном уровне. Он отвечает на вопросы о том, как сформировать поток проектов НТИ, стимулировать спрос на технологии, объединить усилия лидеров НТИ, развить соответствующие сервисы и организовать работу с талантами. Интенсив включал теоретическую часть, разбор успешных кейсов «приземления» НТИ в регионы и, главное, проектную работу по подготовке прототипов дорожных карт реализации НТИ. Участники изучили, как определить специфику своего региона и роль своего университета в НТИ, как выстроить работу по 5 ключевым направлениям Регионального стандарта НТИ: Поток проектов НТИ, Спрос на проекты НТИ, Лидеры НТИ в регионе, Сервисы НТИ в регионе, Таланты в НТИ. По итогам у каждого участника сложилось видение, как сделать НТИ инструментом развития региона и университета, подготовлен проект стратегического документа, который можно использовать для работы с местными компаниями или администрацией, в некотором роде «лоббируя» роль вуза в развитии НТИ в своем регионе.

Для понимания ключевых трендов, современных методологических подходов и оценки возможностей апробации новых форматов в дальнейшую работу центра стратегических исследований социально-экономического развития Юга России также были особенно полезны:

- лаборатория и мастер-классы по направлению «Университетские Точки кипения», посвященные принципам построения пространства коллективной работы представителей сферы образования, науки, бизнеса и власти с целью развития человеческого капитала;

- лаборатория «Smart Campus - образовательная экосистема цифрового века», познакомившая с принципами создания физической и виртуальной инфраструктуры для образовательной, исследовательской и инновационной деятельности в вузе;

- круглый стол «Региональные акселераторы: точки роста в субъектах РФ», где спикеры обсудили региональные тренды развития высокотехнологичного бизнеса, поделились своим мнением относительно того, где и за счет чего наблюдается рост инновационной деятельности, ответили на вопросы, связанные с основными барьерами и сложностями в развитии высокотехнологичных стартапов из регионов;

- мастер-класс «Методологический семинар и мастерская в университете» о том, как создаются такие мастерские, способные обслужить и родной университет, и соседей, и свой регион; как эта работа создает в университете клубное пространство и партисипативное управление;

- мастер-класс «Гуманитарные, социальные, экономические науки: можно ли сделать эффективной академическую работу в этой сфере», где была поставлена цель предложить и отработать методику формирования научных коллективов в гуманитарных, социальных и экономических науках, которые будут конкурентоспособными на национальном уровне и заметны на уровне мировом;

- мастер-класс «Популяризация науки в России и в мире в условиях необходимости совершения научно-технологического прорыва», разъяснившим, почему популяризация научных знаний важна для дальнейшего получения прорывных результатов в науке и их внедрения в практику; ситуация в мире: почему для западных СМИ стало нормой готовить свои материалы, опираясь на статью в научном журнале (традиции работы пресс-служб западных исследовательских организаций); издержки популяризации; ситуация в России: почему в России проблемы с популяризацией научных исследований и как с ними бороться; кейсы успешной популяризации науки в России (на конкретных примерах);

- мастер-класс «Комплексный региональный субъект развития и место образования в нем» об использовании потенциала сферы образования для формирования комплексного субъекта развития территории, включающего государство, бизнес, территориальные сообщества и существующие институты; о постановке целей развития территории, мультиинфраструктуре и др.

Ключевой посыл, звучавший на Острове, – научиться думать из будущего. Он шел красной нитью через визионерские лекции Д. Пескова, П. Щедровицкого, А. Аузана, В. Вахштайна, С. Зимова, А. Ласло, А. Чубайса, М. Соколова, К. Игнатьева, В. Мау, а также клубы мышления.

Клубы мышления – это сеть региональных сообществ, объединенных интересом к развитию мышления и решению интеллектуальных задач.
В образовательных программах Клубов мышления на «Острове 10-22» были собраны такие школы и техники мышления, которые позволяют работать с категорией «будущего», удерживать и восстанавливать смыслы в условиях турбулентности и с максимальной эффективностью решать практические задачи. Это лучшие российские и зарубежные технологии системного мышления, решения изобретательских задач, проектирования и прогнозирования будущего. Умение быстро менять «позу ума» при взгляде на один и тот же предмет, ситуацию, явление, навыки решения стратегических и тактических задач разными способами – один из ключевых soft skills в цифровой экономике.

Помимо вузовских команд на «Острове 10-22» разрабатывали и защищали свои проекты команды, представляющие научно-образовательные центры (НОЦ). Южный НОЦ объединил представителей РГЭУ (РИНХ), ДГТУ, ЮФУ, ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова, АНО «Агентство инноваций Ростовской области», Минэкономразвития РО, НИИ «Спецвузавтоматика». Команда РГЭУ (РИНХ) подключилась к обсуждению ключевых аспектов проекта. Проект Южного НОЦ получил высокую оценку экспертов.

На «Острове 10-22» были представлены актуальные форматы деятельности и перспективные научные направления, которые будут прорабатываться центром стратегических исследований социально-экономического развития Юга России РГЭУ (РИНХ) совместно с ЮНЦ РАН.

Фото:  Загрузить